День города
 
 
День памяти и скорби
 
 
День России
 
 
Виртуальный музей
 
 
Год памяти и славы 2020
 
 
Общероссийское голосование по внесению изменений в Конституцию РФ
 
 
График работы музея
 
Музей работает с 10-00 до 18-00 ежедневно. Касса закрывается в 17-30.
Выходные дни - понедельник, вторник.
Последняя пятница каждого месяца - санитарный день.
 
Заказ экскурсий
 
Вы можете заказать экскурсию по телефону +7 (4132) 65-11-48
 
Поиск по коллекциям
 
 

Новости музея
 
ВКЛАД КОЛЫМЧАН В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
 
 
В годы Великой Отечественной войны территория Главного управления строительства Дальнего Севера составляла 2 млн. 266 тыс. кв. км. Дальстрой являлся не только крупнейшей, но и самой отдалённой хозяйственной структурой НКВД СССР. В работе организации использовался труд заключённых Севвостлага.

ВКЛАД КОЛЫМЧАН В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Дальстрой – фронту

С 22 июня 1941 г. Дальстрой перешёл на работу в особых условиях военного времени.
Граждане, освобождённые по истечению срока заключения, закреплялись за предприятиями. Увеличилась продолжительность рабочего дня. Высоким оставался уровень использования ручного труда. В начале войны на предприятиях Дальстроя трудилось более 62 тыс. вольнонаемных сотрудников и свыше 148 тыс. заключённых. К 1945 г. - более 101 тыс. вольнонаёмных и свыше 87 тыс. заключённых.
Геологи Дальстроя в годы войны разведали более 150 новых месторождений золота с общими запасами более 400 т, из них 80 объектов было сдано в эксплуатацию. Также выявили 12 оловорудных месторождений с общими запасами более 200 тыс. т, из них 6 начали разрабатывать.
В 1941-1945 гг. на горнодобывающих предприятиях Дальстроя было добыто более 360 т золота, около 19 тыс. т олова (концентрат), более 460 т вольфрама (концентрат), более 600 тыс. т каменного угля.
В годы Великой Отечественной войны Завод № 2 осуществлял сборку катеров и барж различной грузоподъёмности. Был заметно увеличен выпуск продукции для горной промышленности и автомобильного транспорта. В 1945 г. на стапеле завода построен танкер грузоподъёмностью 550 т.
Местные каботажные грузоперевозки связали порт Нагаева с посёлками Охотского побережья. В 1944 г. на местных линиях перевезено 54651 т грузов и 6959 человек. За 1941-1945 гг. авиаторами Дальстроя перевезено 19680 пассажиров, доставлено горнякам, геологоразведчикам, строителям, рыбакам 5680 т груза.
Работа Главного управления строительства Дальнего Севера была высоко оценена советским правительством. 24 февраля 1945 г. за значительный вклад в дело обороны страны Дальстрой был награждён орденом Трудового Красного Знамени. За годы войны два дальстроевца были удостоены звания Героя Социалистического Труда, 12 человек стали лауреатами Сталинской премии, около 30 тыс. человек были награждены орденами и медалями СССР.

ВКЛАД КОЛЫМЧАН В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Колымчане на фронте

По имеющимся данным из ГУСДС в армию было направлено 8150 человек. Первая группа призывников (96 человек) была направлена в августе 1941 г. в Нагаевский сектор береговой обороны (НСБО), вторая (150 человек) пополнила в ноябре 1941 г. 22-й полк НКВД, базировавшийся в посёлке Дебин. С июля 1941 г. Ольский райвоенкомат формировал подразделения 2-й отдельной стрелковой бригады, которая год спустя была передислоцирована на остров Сахалин. В течение 1942 г. 61-ый Нагаевский морпогранотряд пополнили 408 человек, а в период 1942-1945 гг. в 510 стрелковый полк было направлено 908 колымчан. Призыв осуществлялся и на территории Чукотки. Только с Анадырского рыбокомбината в 1943 г. было призвано 120 человек.
Значительную часть призывников, ушедших на фронт с территории Дальстроя, составили бывшие заключённые Севвостлага, а также осуждённые, направленные на фронт по приговору суда. Так Среднеканский райвоенкомат в 1942-1945 гг. направил в армию 5054 человека, из них 2262 принадлежали к указанным категориям. Призывники Колымы и Чукотки попадали, как правило, в воинские части Дальнего Востока.
По не полным данным, из числа принявших участие в войне работников Дальстроя 580 погибли или пропали без вести.
Яркую страницу в летопись борьбы с фашизмом вписали и малочисленные народы Севера – эвены, коряки, камчадалы, юкагиры и другие. Около 100 представителей коренного населения участвовали в боях против армий Германии и Японии. Ушли на фронт и громили врага Н.И. Слепцов, А.Г. Попов, И.И. Черных, Ф.С. Амосов, П.А. Винокуров, П.Е. Бабцев, В. Аруев, И.Н. Кочеров, В. Годяев и другие.
Многие дальстроевцы в своих обращениях к И.В. Сталину просили отправить их на фронт. Первыми такими добровольцами, которым в июле 1942 г. довелось выехать из Дальстроя, стали трое работников Госавтоинспекции - Г.А. Глинко, И.С. Голубев, И.Л. Матюшин. Они, по распоряжению командующего бронетанковыми войсками Красной Армии, были направлены в Казанскую высшую офицерскую школу.
Более 70 человек получили разрешение воевать на танках, приобретённых на личные средства. В их числе были и супруги Иван Фёдорович и Александра Леонтьевна Бойко. В январе 1943 г. они внесли на постройку танка 50 тыс. руб. и обратились с просьбой разрешить им воевать на нём. В феврале они получили положительный ответ и были направлены в Челябинское танко-техническое училище. Летом 1944 г. в составе 48-го Отдельного гвардейского тяжёлого танкового полка на танке ИС-2 участвовали в боях за освобождение Белоруссии, Прибалтики. В дальнейшем их боевой путь пролегал по территории Польши и Чехословакии, где они встретили Победу. За проявленные героизм и мужество И.Ф. Бойко был награждён орденом Красного Знамени, А.Л. Бойко – орденом Отечественной войны I степени. В 1946 г. вернулись в Магадан. В 1991 г. оба были удостоены звания «Почётный гражданин города Магадана».
В начале Великой Отечественной войны, в ответ на призыв «Всё для фронта, всё для Победы!», по инициативе граждан был создан Фонд обороны СССР.
К середине 1944 г. более 500 жителей Колымы и Чукотки внесли единовременно от 10 до 50 тыс. руб. своих сбережений на приобретение различных видов вооружения. В ответ они получали телеграммы от Верховного Главнокомандующего с благодарностью за заботу о Красной Армии. Рабочие и служащие Дальстроя отчисляли в Фонд обороны однодневный или двухдневный заработок, сдавали ювелирные изделия. За годы Великой Отечественной войны трудящимися ГУСДС было внесено: в Фонд обороны, на строительство самолётов, танков, артиллерийских орудий и подарки бойцам Красной Армии – 195 млн. 307 тыс. руб., на оказание помощи освобождённым районам СССР – 8 млн. 88 тыс. руб.

ВКЛАД КОЛЫМЧАН В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Сельское хозяйство и рыбная промышленность Колымы и Чукотки

Колхозы и совхозы сыграли свою важную роль в период Великой Отечественной войны, когда резко сократились поставки продовольствия с «материка».
За перевыполнение производственных планов многие работники сельского хозяйства были удостоены высоких государственных наград.
Кроме того, например, колхозники Ольского и Северо-Эвенского районов передали за годы войны в Фонд обороны страны наличными деньгами – 3 144 726 руб., облигациями займов - 3 852 985 руб., спецвкладами – 287 671 руб., тёплых меховых вещей – 15 398 штук и 2391 оленя.
Рыбная промышленность Колымы в этот период кроме обеспечения собственных нужд Дальстроя выполняла задание по оказанию помощи центральным районам страны. В 1941-1944 гг. в качестве продовольственной помощи было отправлено рыбы и рыбных изделий: в Москву Спецторгу НКВД СССР – 1648 т, во Владивосток Горторгу – 318 т и в Хабаровск 714 т. Всего 2680 т.
Авиатрасса «Аляска-Сибирь» и ленд-лиз

В начальный период Великой Отечественной войны Советский Союз понёс большие потери в авиации. Уже к полудню 22 июня 1941 г. Красная Армия потеряла около 1200 самолётов.
С июля по декабрь 1941 г. в глубинные районы страны, на восток, было перебазировано свыше 100 авиационных предприятий. Но нехватка боевых самолётов сохранялась. В связи с этим, 9 октября 1941 г. Государственный Комитет Обороны принял решение об организации доставки из США своим ходом военных самолётов, передаваемых СССР по программе ленд-лиза.
Одним из маршрутов перегона стала авиатрасса Аляска-Сибирь (Алсиб), пролегавшая от американского города Фэрбенкса через Чукотку, Колыму и Якутию до Красноярска. Общая протяжённость трассы составляла 6500 км.
Для перегона самолётов по трассе «Аляска-Сибирь» были необходимы оборудованные взлётно-посадочные полосы. К октябрю 1942 г. было введено в эксплуатацию десять аэродромов. Из них на территории Колымы и Чукотки: два базовых - в Уэлькале и Сеймчане, два запасных - в Марково и Берелёхе. Осенью 1943 г. вступили в строй еще несколько аэродромов на Чукотке: Омолон (Кегали), Анадырь и другие. Покрытие взлётно-посадочных полос в аэропортах Марково, Уэлькаль, Танюрер и других формировалось из сцепленных решётчатых металлических секций, которые поставляли из США по программе ленд-лиза. Всего за годы войны в СССР было построено 16 аэродромов, в США и Канаде - 15.
Особая ответственность при подготовке и обеспечении полётов возлагалась на авиамехаников, диспетчеров, радистов, метеорологов, медицинских работников и других специалистов наземных служб.
Американская часть авиатрассы начиналась в городе Грейт-Фолсе в штате Монтана, проходила над территорией Канады - городом Эдмонтон, Британской Колумбией, территорией Юкона и заканчивалась в городе Фэрбенкс, штат Аляска, США. Всего в 1942-1945 гг. на американском участке было потеряно 133 самолёта.
Советские лётчики принимали эстафету по перегонке самолётов на авиабазе Лэдд-Филд в городе Фэрбенксе на Аляске. Далее маршрут пролегал через американский город Ном на Чукотку в Уэлькаль. Ежемесячно через Берингов пролив перегоняли более 200 самолётов. Для перелёта по участку авиатрассы обычно формировались 7-8 групп из 9-11 самолётов каждая. Взлетев, группа выстраивалась «клином». В качестве лидера, как правило, использовались бомбардировщики Б-25 или А-20, служившие ориентиром для остальных самолётов группы.
Полёты были связаны с большим риском, в основном из-за неблагоприятных метеоусловий и недостаточного опыта пилотирования американской авиатехники, что в некоторых случаях приводило к трагическим последствиям.
Для осуществления перегона по территории СССР летом 1942 г. была создана 1-я перегоночная авиационная дивизия под командованием полярного лётчика, Героя Советского Союза, полковника И.П. Мазурука. Трасса разделялась на пять участков: Фэрбенкс-Уэлькаль, Уэлькаль-Сеймчан, Сеймчан-Якутск, Якутск-Киренск, Киренск-Красноярск. Каждый участок обслуживал один перегоночный авиаполк. Дополнительно были организованы 7-й полк, перегонявший технику по всему маршруту от Уэлькаля, либо других аэродромов, до Красноярска и 8-й транспортный полк, в задачу которого входила перевозка лётчиков к пунктам приёма самолётов.
Самым трудным и опасным был путь от Сеймчана до Якутска, протяжённостью 1200 км, проходивший над горными хребтами Черского и Верхоянским, вблизи «Полюса холода» - Оймякона.
Всего за весь период функционирования трассы на советском участке произошло 39 катастроф и 49 аварий, погибло 114 человек.
С 1942 по 1945 гг. по воздушной трассе Фэрбенкс-Красноярск доставлено 7928 самолётов различного назначения - истребители, штурмовики, бомбардировщики.
5 ноября 1944 г. «За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленную при этом доблесть и мужество» 1-я перегоночная авиадивизия была награждена орденом Красного Знамени.
С началом Великой Отечественной войны и включении СССР в программу ленд-лиза изменяется схема снабжения Государственного управления строительства Дальнего Севера «Дальстрой» НКВД СССР. Суда Дальстроя осуществляли перевозки грузов между морскими портами США (Сан-Франциско, Портленд, Сиэтл и др.) и портами СССР (Владивосток, Находка, Нагаево, Петропавловск-Камчатский, Тикси, Амбарчик).
В 1942 г. пароходами Дальстроя перевезено из США 91,6 тыс. т различных грузов. На Колыму судами «Совторгфлота» доставлено 134,3 тыс. т. импортных и 42,7 тыс. т отечественных грузов. Грузооборот морского порта Нагаево составил 292,4 тыс. т. Для проводки морских судов в зимнее время широко использовались ледоколы.
В 1943-1944 гг. роль и значение поставок из США ещё больше возросла. Порт Нагаево в 1943 г. официально становится перевалочной базой для поставок из Америки. В эту навигацию в Нагаево переработано 354 тыс. т транзитных грузов. Завозилось продовольствие, оборудование, автомашины, металл, нефтепродукты и другие грузы.

ВКЛАД КОЛЫМЧАН В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Главный вклад колымчан в Победу в Великой Отечественной войне - самоотверженный труд в тылу: добыча драгоценных и стратегически важных для оборонной промышленности металлов, создание инфраструктуры для перегона самолетов по авиатрассе «Аляска-Сибирь», осуществление поставок по программе ленд-лиза. Вместе со всеми гражданами СССР колымчане героически воевали на фронтах Великой Отечественной. Более 500 наших земляков навсегда остались на полях сражений.
Наш долг - не забывать этот подвиг.



 

 

16-04-2020, 17:12



   

 

 

 

 

 

Контактная информация

Магаданский областной краеведческий музей
685000, г. Магадан, просп. Карла Маркса, д. 55

Касса: +7 (4132) 605-859

Приёмная директора: +7 (4132) 605-557

E-mail: [email protected]

Услуги музея

Обзор экспозиций музея
Экскурсии по экспозициям и временным выставкам
Чтение лекций по краеведческой тематике
Вы можете заказать экскурсию
по телефону +7 (4132) 65-11-48